— Расскажите, пожалуйста, что Вы знали о конкурсе "Мисс СССР" до того момента, как приняли решение в нём участвовать?
— Я знала очень немного: лишь то, что Маша Калинина - живая, подвижная, очаровательная, запомнившаяся мне своей улыбкой, - стала первой королевой советского конкурса красоты.
— Как проходил выбор участницы от БССР на этот конкурс?
— На конкурс "Панна Белая Русь" в Минске собрались самые красивые девушки Беларуси - Мисс городов. Я была "Мисс Витебска 1989".
— Была ли у Вас накануне конкурса подготовка (дефиле, хореография и т.д.)?
— Безусловно. Помимо выбора самой красивой девушки, конкурс - это шоу, спектакль. И даже если в первых конкурсах не было "накатанного меню", то прежде всего было желание организовать великолепный и удивительный праздник. И, конечно, девушки отрабатывали и выходы, и танцы, и костюмы.
— Как подбирались наряды для конкурсных дефиле? Возможно, одежду предоставляли известные в то время дизайнеры?
— К, сожалению, слово "дизайн" в то время было известно настолько же, насколько и слово "маркетинг", а значит едва. Единственный "дизайнер" этого времени - Слава Зайцев, и мода в это время только зарождалась. Костюмы выбирались из предлагаемых или создавались самими девушками.
— Свой образ Вы выбирали самостоятельно, или работали профессиональные стилисты?
— В те времена стилистов просто-напросто не было. Моим "персональным стилистом" была моя мама. В нашей семье женщины всегда что-либо создавали. Во время революции 17-го года (Октябрьская революция 1917 года в России – прим. ред.) моя прабабушка, потерявшая мужа, с двумя маленькими детьми на руках, по причине принадлежности к высокому сословию была выслана из своих имений. Без права въезда в большие города, где она могла бы использовать своё прекрасное образование и знание языков, моя прабабушка должна была найти возможность прокормить себя и детей. Тогда она перекроила свои кашемировые пальто на прелестные дамские шляпки... Бабушка тоже чудесно готовила и шила... И сейчас моя мама превосходно готовит, превосходно рисует и интересно пишет. Она могла бы стать прекрасным дизайнером одежды: у неё редкое предчувствие моды и точное ощущение пропорции. Но эта профессия не существовала - она стала прекрасным инженером и создавала свою одежду, когда выдавалась свободная минутка. Дом всегда был переполнен тканями – шелками, бархатом, мехами... По выходным дням без умолку стрекотала швейная машинка. Едва закончив одну вещь, мама уже вновь примеряла, подкалывала и драпировала на плече очередной льющийся поток. Конечно же, моё конкурсное платье было разработано её руками.
— В какой атмосфере проходил конкурс "Мисс СССР 1990"?
— Это было очень профессионально, серьезно и спортивно. Три недели мы жили в комплексе отдыха в Серебряном Бору, под Москвой. Посетителям вход был запрещён, территория охранялась. С нами занимались спортивные тренеры и хореографы: два часа спорта и два часа репетиций выходов на сцену.
— Почувствовали ли Вы на этом конкурсе наступление эпохи "лихих 90-х"?
— Нет, она ещё не началась.
— На всесоюзном конкурсе красоты Вы представляли БССР. Вы как-то преподносили белорусский колорит, культуру?
— Ни в чём... Типичной внешности западной славянки (здесь и далее по тексту Маша имеет ввиду белорусок, но согласно "Беларускай энцыклапедыі" ў 18 т. Т.14 Мн., 2002, белорусы относятся к восточной группе славян – прим. ред.) было вполне достаточно – небольшая голова, высокий рост, узкое строение, светлые волосы и голубые глаза говорили сами за себя.
— Какие обязанности и ограничения были у победительницы после вручения короны?
— В течении года победительница конкурса должна была представлять страну в благотворительных акциях, участвовать в мероприятиях, организованных спонсорами конкурса, и не поправляться на 10 кг (шучу)...
— Какие перспективы открылись для победительницы "Мисс СССР"?
— Меньшие, чем для "Мисс Россия" сейчас (смеется). Но, например, оформлялся заграничный паспорт, в который ставилась виза на право выезда из страны.
— Как повлияла победа в этом конкурсе на Вашу дальнейшую жизнь?
— Конкурс открыл для меня границы, принёс поездки, знакомства, предоставил многочисленные возможности познать новое и найти любимое дело.
— Как Вы сейчас относитесь к своему редкому и, с точки зрения 21 века, необычному титулу - "Мисс СССР"?
— Это событие стало ярким и чудесным завершением детства, и концом замечательной эпохи.
— Общаетесь ли Вы с другими участницами "Мисс СССР 1990", или, может быть, знаете, как сложилась у них судьба?
— Да, я общаюсь с несколькими девушками. Недавно нашлась Алена Балабанова - "Мисс Казахская ССР". Она стала превосходным детским фотографом. Очень люблю ее работы!
— Вас когда-нибудь приглашали в жюри конкурсов красоты?
— "Мисс Швейцария", "Мисс Россия"... Но, право, сейчас меня приглашают всё больше и больше в Париже читать лекции о моей работе, приглашают в дирекции жюри для принятия дипломов молодых дизайнеров. Или просто я продолжаю создавать коллекции аксессуаров известным французским домам – и это мне нравится намного больше.
— Вам, как зрителю, интересны современные конкурсы красоты?
— Конечно. Красота привлекает всех (смеется).
— По Вашему мнению, нужно ли девушкам участвовать в подобных состязаниях?
— Я советую участвовать во всех конкурсах, которые могут заинтересовать, так как каждый раз это и соревнование, и возможность встать на новую ступеньку, вознестись на иной уровень.
— Как Вы считаете, какими внешними данными и качествами должна обладать победительница современного конкурса красоты?
— Они едины во все времена. Сочетание красоты, обаяния и ума ценятся всеми народами.
— Правда ли, что "прыгажэйшыя на свеце - беларускія дзяўчаты"?
— Да, западных славян относят к одному из самых красивых народов мира.
— В своей жизни Вы выбрали профессию дизайнера. Что подтолкнуло Вас к этому?
— Семейные традиции, как Вы уже поняли, очень сильно развитое ощущение красоты и желание сделать жизнь людей более радостной.
— Почему Вы решили работать над дизайном сумок?
— Я люблю кожу, ощущение под пальцами шелковистого, чудесно выработанного материала, необыкновенную глубину цвета и эту, очень сложную, игру поиска пропорции: соотношения с толщиной или, наоборот, с тонкостью выбранного материала. Ведь просто-напросто изменение на две десятых миллиметра толщины кожи, не говоря уж о переходе с легкогранной фактуры на гладкую, понесёт за собой и изменение внешнего восприятия сумки.
— Как влияет на Ваше творчество место проживания - столица мировой моды?
— У меня развилось то самое ощущение моды, которым обладает моя мама. Мне не нужно смотреть, что носят. Я знаю, что будут носить через полтора-два года. Париж собирает в себе таланты мира, и всегда интересно разделить наши дизайнерские находки или предчувствие нового с собратьями по работе.
— Планируете ли Вы разрабатывать дизайн одежды, обуви?
— Мне бы очень хотелось, но нужны большие финансовые вложения, и пока их нет. Я развиваю нынешнее направление - сумки и коллекции кошельков для мужчин и женщин - своими силами.
— В Беларуси можно приобрести сумки Masha Keja?
— Да, в одном из магазинов в Минске. Хозяйка магазина - Татьяна просто заразила меня своей энергией! Это женщина действия и таланта! Ценители моды найдут в её магазине интереснейшие модели одежды и аксессуаров.
— Вы знакомы с белорусской модой?
— Чуть-чуть.
— Как Вы думаете, скоро ли появится на подиуме Недели высокой моды в Париже коллекция белорусского дизайнера?
— Я очень надеюсь, что это произойдёт очень скоро.
— Считаете ли Вы себя белорусским дизайнером?
— Если смотреть по паспорту, то наполовину. Если говорить об опыте работы и полученных знаниях, то на пять процентов (смеется).
— Вы бываете в Беларуси? Если да, то какая разница в модных вкусах белорусок и француженок?
— Наверное, самая большая разница – это в качестве материала и кроя. Если не очень хороший крой одежды прекрасно корректируется статной осанкой и красивым телом, то аксессуары, к сожалению, первыми дают знать о вкусе, или денежном доходе владельца. Белорусская обувь не очень хорошо скроена, о сумках и говорить не приходится.
— Есть ли в Вашем гардеробе что-нибудь из того, что производят предприятия Беллегпрома?
— Я очень люблю белорусский лён – скатерти, покрывала для кровати.
— Вы можете дать рекомендации женщинам, чем нужно руководствоваться при подборе аксессуаров к своему наряду?
— Нужно иметь несколько сумок. Мягкие крупные формы сумки хорошо сопроводят джинсы и полуспортивный тип одежды (назовём его "Загородный стиль"). В моду возвращаются "жёсткие сумки" - так мы называем сумки прямоугольного пошива. Этот тип аксессуаров хорошо дополнит костюм, юбку, платье. Этот стиль назовём "городским стилем" - он самый придирчивый и требует особого внимания и высокого качества. Затем необходимо дополнение к вечернему выходу, ресторану – этот стиль мы называем "коктейль". И идеальная "коктейльная" сумка – это "клатч", "минодьер" или просто небольшого размера "жёсткая сумка".
Чтобы выглядеть достойно, прежде всего определите свой стиль одежды - "загородный", "городской" или "коктейль". Затем в соответствии со стилем подберите соответствующий аксессуар. Я дала очень упрощённую формулу, но она хорошо работает. Если Вы мешаете стили – это называют безвкусицей.
И если уж говорим об аксессуарах, пожалуйста, позвольте себе купить одну качественную вещь – сумку. Дешевенькое платье будет очень мило сидеть на чудесной фигурке, но сумку откорректировать нельзя. Дешёвая вещь видна издалека, и Вас оценят по высоте качества Вашего аксессуара. Поэтому начните с одной сумки, но из качественной кожи.
— Поменялись ли Ваши вкусы при выборе одежды, обуви, аксессуаров для себя со времён победы в "Мисс СССР 1990"?
— Что Вы, конечно! Разве можно судить о вкусах в 17 лет и 40 лет?!
— Как Вы думаете, какой будет европейская мода через сто лет?
— Новые производственные процессы повлияют на моду и приведут к быстрому недорогому производству вещей первой необходимости. Натуральное сырьё и кожа поднимутся ещё больше в цене, станут редкими и, следовательно, очень дорогими... Мы живём в очень хороший период, поэтому давайте будем наслаждаться этим моментом и баловать и себя, и наших друзей.